"Империя ткани" – новое слово в автоматизации магазинов ткани

"Империя ткани" – новое слово в автоматизации магазинов ткани

18.09.2006

Инновации в непростом сегменте рынка ритейла

Контактная информация: 
Игорь Заговорич
Директор по маркетинговым коммуникациям
FIT - France Informatique & Technologie | http://www.fit.ru/
Тел.: (495) 787 4940
 
МОСКВА, 18 сентября 2006 года – Компания FIT сообщает об автоматизации специализированного магазина "Империя ткани", открывшегося в шоппинг-клубе "Антей" города Екатеринбурга. Проект осуществлен компанией "Оргтехника-Центр", партнера компании FIT в Уральском регионе с 1998 года.
 
  
 
"Империя ткани" – большой комфортабельный магазин, который полностью отвечает требованиям современного потребителя. Общая площадь магазина около 1000 кв. м, торгового зала – 800. Работает три основных отдела – отдел тканей, фурнитуры и пряжи. Ассортимент тканей насчитывает примерно 3600 наименований, в планах – увеличение до 6-6,5 тысяч. Большой отдел пуговиц: сейчас там полторы тысячи наименований, будет восемь. В целом, около 20 тысяч позиций, в перспективе – 30-35 тысяч.
 
О принципах работы магазина рассказывает директор Татьяна Леонова: "Кто бывал в магазинах ткани, знает, сколько времени нужно потратить, чтобы что-то купить. Сначала вы ждете, когда освободится продавец, потом ждете, пока вам сделают выписку, потом стоите в очереди к кассе, потом возвращаетесь за товаром, – и так в каждом отделе.
 
Мы решили упростить процедуру, и если невозможно перевести магазин полностью на самообслуживание, то хотя бы оптимизировать процесс расчета. Однако реализовать эту идею оказалось непросто. Дело в том, что в России есть только один прецедент автоматизации текстильного бизнеса, причем в сегменте оптовой торговли. Автоматизацию же розничной торговли текстилем в том объеме, который требовался нам, ни одна компания предложить не смогла. Это была принципиально новая задача, за решение которой взялась компания "Оргтехника-Центр". Была создана оригинальная система учета. Пока это единственный в своем роде проект, и московские коллеги-ритейлеры уже заявили о своем желании перенять наш опыт".
 
В "Империи ткани" существует накопительная система скидок по дисконтным картам и необычная система бонусов. В магазине установлены три вертикальных солярия, и покупатели, совершившие покупку на определенную сумму, получают "загар в подарок": количество минут зависит от суммы покупки. Услуги солярия можно приобрести, и не делая покупок, но изначально они были задуманы именно как подарок для покупателей.
 
Проект комментирует Нелли Каримова, старший менеджер компании "Оргтехника-Центр": "Перед нами стояла задача организовать количественно-суммовой учет на базе штрихового кодирования для магазина "Империя ткани", который торгует одновременно мерным (ткань, ленты, тесьма и пр.), весовым (бисер, стеклярус и др.) и штучным (пуговицы, нитки, "молнии" и др.) товаром, а также предоставляет покупателям широкий комплекс услуг (дизайн и пошив одежды, аксессуаров, установка фурнитуры и т.д.).
 
При этом решение должно было быть реализовано на едином аппаратно-программном комплексе. 
 
Поэтому отдел информационных технологий компании "Оргтехника-Центр" на основе системы управления товародвижением GESTORI от компании FIT разработал оригинальный программно-аппаратный комплекс "Магазин ткани". Комплекс позволяет организовать торговлю мерным товаром, фурнитурой и мелкоштучным товаром по принципу самообслуживания, отказаться от использования выписок, исключить многократные перемещения клиента от продавца к кассе и обратно.
 
Первая особенность задачи по автоматизации заключается в том, что ткань является мерным товаром, и при поступлении на склад магазина она не имеет фабричной маркировки (штрих-кода). Этикетирование такого товара обычными средствами штрихового кодирования невозможно. Для решения этой проблемы было внедрено этикетирование рулонов ткани на складе магазина внутренним штрих-кодом до поступления его в торговый зал.
 
Во время приемки товара оператор-товаровед присваивает внутренний код всем мерным и весовым товарам и заводит его в товароучетную систему, затем распечатывает этикетки со штрих-кодом и крепит их к мерным товарам (рулонам ткани, бобинам тесьмы и т. д.) и контейнерам с весовым товаром. Заключительной операцией является распечатка ценников для торгового зала. Кроме стандартной информации, подлежащей указанию на ценниках согласно "Правилам торговли", в магазине "Империя ткани" покупатель видит на ценниках информацию о составе ткани, а также пиктограммы международного образца, описывающие правила ухода за тканью.
 
Для штучного товара товаровед присваивает внутренний штрих-код и распечатывает этикетку в том случае, если отсутствует штрих-код, нанесенный на товар производителем. Этикетка наклеивается на заводскую упаковку товара (например, набор иголок, кнопок и др.). Если размер товара не позволяет наклеить на него этикетку со штрих-кодом (например, на пуговицы, продающиеся поштучно), штрих-код наносится на ценник, который прикрепляется в торговом зале к ящику, в котором хранится в торговом зале данный вид товара.
 
Все рабочие места продавцов оснащены унифицированными комплексами автоматического этикетирования. На рабочем месте продавца в отделе, торгующем весовым товаром, дополнительно установлены электронные весы высокой точности (с минимальным пределом взвешивания 10 г и дискретностью 0,5 г). 
 
Продавец вначале сканирует штрих-код на этикетке, наклеенной на складе. Затем вводит количество метров – для мерного товара, количество граммов – для весового товара или количество единиц – для штучного товара.
 
После этого на экране монитора появляется стоимость товара, и термопринтер автоматически распечатывает этикетку с информацией (наименование, цена, количество, стоимость) и штрих-кодом. Продавец помещает товар в полиэтиленовый пакет, на который наклеивает этикетку. Расчет за товар производится на кассовом узле на выходе из магазина.
 
Второй особенностью стала необходимость включить продажи услуг в общую систему товароучета. Конечную стоимость некоторых услуг невозможно изначально зафиксировать, – она определяется по результатам выполнения работ исполнителем (дизайнером, закройщиком, вышивальщицей и др.) и утверждается директором магазина. При расчете с покупателем кассир вводит стоимость услуги вручную. Программа разрешает осуществлять такую функцию для конкретных видов услуг, одновременно включая механизм контроля: кассир обязан подшить к бланку заказа (экземпляру, остающемуся в магазине) копию чека.
 
Система также позволяет вести учет стоимости услуг, выполненных каждым сотрудником. Каждому виду услуги присваивается свой код в соответствии с фамилией исполнителя. После формирования отчета по продажам в системе GESTORI можно сделать отчет о стоимости оказанных услуг: по коду либо по фамилии исполнителя.
 
При оказании услуги (например, пошив одежды, аксессуаров, вышивка и др.), в состав которой входят материалы, находящиеся в продаже в магазине, важно разделить продажу товара и услуги. При оформлении заказа клиент подписывает заказ, в который входит количество ткани, ниток, фурнитуры и прочего, и оплачивает указанные в заказе компоненты (предоплата за заказ). После выполнения заказа клиент оплачивает только работу (т.е. услугу). При этом  не возникает затруднений с разделением в отчетности продажи товаров и услуг.
 
В системе изображение товара автоматически совмещается с его штрих-кодом и появляется на мониторе продавца в тот момент, когда он сканирует этикетку, что помогает осуществлять визуальный контроль. Кроме того, это дает возможность (если у заказчика в будущем возникнет такое желание) легко внедрить в торговом зале информационные киоски, позволяющие покупателю самостоятельно выбирать товар, не прибегая к услугам продавца.
 
Формат магазина "Империя ткани" смешанный: торговля осуществляется как по системе самообслуживания, так и через прилавок – в зависимости от типа товара. Крупный штучный товар находится в свободной выкладке, и покупатель самостоятельно набирает товар в корзину, как в любом супермаркете. Кроме того, большинство товара, который отпускается через прилавок, имеет небольшие размеры, а поскольку расчет осуществляется только на выходе из магазина, то требуется защищать товар от несанкционированного выноса.
 
На выходе из магазина установлены радиочастотные противокражные антенны. Рулоны ткани защищены с помощью многоразовых жестких датчиков (бэджей), крупный штучный товар оклеен противокражными этикетками. А вот для защиты остального товара, который отпускается покупателю через прилавок, применяются сейферы (защитные боксы). Эта технология хорошо известна на мировом рынке, но в Екатеринбурге применяется впервые. Сейферы представляют собой небольшие контейнеры из ударопрочного прозрачного пластика, в который помещается товар. Открыть сейфер с помощью специального съемника могут только кассир или продавец (открыть его руками или взломать невозможно). Если покупатель посещает несколько отделов и делает в них дополнительные покупки, каждый из продавцов открывает сейфер своим съемником и добавляет в него выбранный покупателем товар. Завершив выбор товара, покупатель идет на расчетно-кассовый узел, где кассир открывает сейфер, сканирует этикетки всех пакетов с товарами, которые находятся в нем, совершает расчет с покупателем, после чего он может беспрепятственно покинуть торговый зал. Для предотвращения несанкционированного выноса сейфера из торгового зала (без оплаты его содержимого) внутри него размещается защитная этикетка, которая при попытке пронести сейфер между антеннами приведет к их срабатыванию (звуковому сигналу)". 
 
  
 
Связаться с нами