Пресс-центр

Новости и события

Деньги из пальца

Admin


Никита Максимов, Константин Куц

Глядя на пожилых немцев, неторопливо набирающих в корзину франкфуртские сосиски, не верится, что в супермаркете поселка Гроссен-Бузек, что в получасе езды от Франкфурта-на-Майне, вершится технологическая революция. Вид вальяжных фрау, опустошающих продуктовые ряды перед выходными, заставит любого высмеять мнение экспертов, считающих, что революции этой суждено стать мировой. Но революция вершится - на выходе из зала, где висит табличка "У нас можно расплатиться отпечатком пальца".

В этом супермаркете испытывают платежную систему digiPROOF. Поднеся палец к считывающему устройству, можно расплатиться уже в 130 немецких магазинах, а в некоторых из них на новый способ оплаты приходится до четверти всех покупок: Германия - европейский лидер по внедрению биометрических систем. "Этот год был годом биометрии. Рынок наконец увидел, что ее широкое распространение действительно коснется потребителей", - радуется Вальтер Хамильтон, председатель Международной ассоциации биометрической индустрии. По разным оценкам, рынок таких устройств достигнет от $7 млрд до $12 млрд в ближайшие пять лет.

"Магазинной биометрии", как считают эксперты, отведена особая роль: либо "пальчиками" усилят безопасность банковских карт, либо "пальчики" их заменят вовсе. Это может произойти, если отпечатки пальцев - как способ оплаты - погасят большой кредит недоверия к старым платежным системам.

Заплатить пальцем просто: сенсоры мгновенно считывают папиллярный узор и сравнивают его со своей базой данных. Если совпадений больше 70, то идентификация считается успешной и компьютер увязывает покупку с банковским счетом владельца узора. Компьютерные мошенничества, ставшие бичом старой системы пластиковых карт, в данном случае невозможны: в компьютере хранится не сам отпечаток, а его абстрактная формула, из которой в обратном порядке нужный узор уже не восстановишь. Ошибка тоже почти нереальна: вероятность неправильной идентификации - одна на десять миллионов, утверждают разработчики. Система запрограммирована на ответ "да" и "нет", а в случае сомнений выдает отрицательное заключение.

Ульрих Киппер, разработчик digiPROOF и глава небольшой фирмы IT-Werke, обещает компенсацию любой жертве "пальчиковых" мошенников, правда, в обмен на исчерпывающие доказательства обмана. В тот день, когда корреспондент Newsweek прогуливался по магазину в Гроссен-Бузек, Кипперу их предоставил первый канал немецкого ТВ. Журналисты продемонстрировали эксперимент: отпечатки пальцев, оставленные на стакане, умельцы перенесли на пленку, которую приклеили на палец и отправились за покупками. Затея удалась - машина приняла покупателя за кого-то другого. Кипперу пришлось оправдываться: мол, в мире не существует биометрической системы контроля, гарантирующей стопроцентную надежность. Куда вероятнее подделка подписи или кража пин-кода.

Но если по безопасности система пока далека от идеала, то по комфорту приблизилась к нему уже вплотную. Корреспондент Newsweek испытал это на себе. Выбрав аппетитные на вид сосиски, он спросил консультанта, как совершить покупку пальцем, и вскоре оказался в подсобке с аппаратурой, где расписался в документе, позволившем внести его личные данные в базу - паспортные сведения, адрес и номер банковского счета. Пальца потребовали два. "На всякий случай", - сказал служащий. По его словам, обычно клиенты выбирают большой и указательный, но есть и оригиналы (или грубияны), которые предпочитают прикладываться к сканеру средним пальцем. "На самом деле в биометрии никаких требований предъявлять именно указательный палец нет. Его могут выбрать исключительно по соображениям удобства, поскольку прикладывать, скажем, большой палец к сканеру не так комфортно", - объясняет Игорь Лукашов, эксперт компании "Биолинк Солюшенс", которая занимается поставкой биометрической аппаратуры в Россию.

Вместо обещанных трех минут регистрация заняла десять, но скучно не было, а за терпение вознаградили маленькой бутылочкой шампанского. Вернувшись к кассе, корреспондент смог оплатить покупки со второго раза: по ходу дела выяснилось, что палец нужно было держать до тех пор, пока не погаснет красная лампочка. Как только это произошло, кассовый аппарат в ту же секунду выплюнул чек. "Мы засекали время, - рассказал директор супермаркета Штеффен Прайсс. - При оплате наличными уходит 30 секунд. При оплате карточкой - примерно 20, а пальцем - всего 5".

Корреспонденту Newsweek процесс так понравился, что его палец как-то сам собой оплатил еще и несколько банок пива. Это, как говорит Ульрих Киппер, закономерный потребительский импульс. Пользователи биометрической системы, по его словам, покупают не только чаще, но и больше: простота оплаты разжигает аппетит. Как говорят сотрудники супермаркета, "повторных покупателей" за последние месяцы набралось 500 человек, причем большинство из них люди пожилые, а значит, заведомо консервативные.

Игорь Лукашов считает, что система вообще очень удобна для торговых сетей. "Существенно сокращаются очереди на кассу, их пропускная способность возрастает, повышается качество обслуживания, увеличивается лояльность покупателей", - перечисляет он. К тому же появляются возможности действительно персонализированного маркетинга. Например, американская система Pay by Touch предлагает своим пользователям перед посещением торгового зала идентифицироваться в биометрическом информационном киоске и получить индивидуальный купон с предложениями скидок на 10–15 товаров, которые человек покупал ранее. Такой маркетинг будет наиболее доходчивым: как свидетельствуют результаты исследований, до 70% решений о покупках принимаются непосредственно в торговых залах.

Немецкие эксперты говорят, что темпы развития биометрических платежных систем сдерживаются лишь предубеждением: сбор отпечатков пальцев ассоциируется с преступлениями (в позапрошлом году полицейской дактилоскопии исполнилось уже 110 лет). Поэтому, по мнению Союза немецких банков, биометрические платежные системы станут действительно массовыми не раньше 2012 г.

В России тоже не существует иного препятствия к развитию "пальчиковой системы", кроме еще более сильной, чем у немцев, ассоциации процедуры с местами не столь отдаленными. А так, по мнению Игоря Лукашова, с появлением закона "О персональных данных" и подзаконных актов к нему лакуны в законодательстве фактически ликвидированы. "С введением биометрических паспортов и виз настороженность, видимо, сменится спокойным отношением, примерно как к процессу фотографирования. Во-вторых, усиливающая конкуренция неизбежно заставит сети искать новые пути снижения издержек и новые способы привлечения покупателей. Можно предположить, что первыми биометрические платежи начнут внедрять магазины, торгующие электротехникой и компьютерами", - прогнозирует он. В одной из крупнейших российских сетей электроники, "Техносиле", о новой системе хоть и слышали, но внедрение ее пока не обсуждали. "Это же серьезное обновление: не только создание базы, но и интеграция в нее. Думаю, еще лет 5–10 не будет у нас такой технологии", - сказала представитель компании Надежда Сенюк. Бывший менеджер "Эльдорадо", а сейчас независимый эксперт по рынку бытовой техники Тимофей Суровцев утверждает, что если кто и возьмет такую систему на вооружение, так это банки, и то далеко не все: "Не торговцы, конечно, они в каменном веке живут. Глиняный сосуд делаем молотком, а вы говорите про оригинальное и элегантное решение".

Впрочем, и в банках полагают, что вводить в России "пальчики" преждевременно. У нас, говорит Newsweek один из менеджеров Citibank, сначала было бы неплохо привить культуру использования обычных банковских карточек.

Лукашов вспоминает, что еще два года назад между сторонниками биометрических технологий и "банкирами-карточниками" шла "холодная война", причем раздувалась она последними: традиционалисты уже тогда чувствовали угрозу. "Сейчас обеим сторонам хватило ума понять, что эти технологии не исключают друг друга, а в ряде случаев могут с успехом и дополнять одна другую. Мне кажется, что карточки будут модифицированы. Например, в них будут использовать отпечаток пальца вместо пин-кода", - говорит эксперт. Кстати, похожую систему Citibank уже использует в Сингапуре и Гонконге.

Но создатель немецкой системы Ульрих Киппер считает, что пластик - это прошлый век. По его словам, каждый раз, когда человек пользуется карточкой, он раскрывает свои данные, а digiPROOF позволяет зарегистрировать данные только один раз и в надежной базе. "Воровство уйдет в прошлое", - утверждает Киппер. И несмотря на цену в €15 000 - на треть дороже обычного карточного терминала, - торговцы ему верят. Правда, в списке населенных пунктов, где используется digiPROOF, пока нет ни одного крупного города. "Пальцем" охотней расплачиваются там, где все друг друга знают.
 
 3 - 9 декабря 2007 № 49 (173)   

Теги


Информация о компании

Компания FIT 30 лет работает на российском рынке и является одним из лидеров комплексной автоматизации сетей супер- и гипермаркетов. Компания FIT является разработчиком наиболее популярной на российском рынке системы автоматизированного управления сетевым розничным предприятием GESTORI Pro, аналитической системы DiAna: Digital Analytics Pro, кассовой системы «POS-FIT-ФР», системы лояльности и управления розничными продажами FayRetail.

Клиенты

Клиентами FIT являются более 1000 торговых компаний России и Беларуси, среди которых более 100 крупных сетей супер- и гипермаркетов, в том числе FIX PRICE, МАГНОЛИЯ, КИРОВСКИЙ, ЛИНИЯ, МАКСИДОМ, ЗОЛОТОЕ ЯБЛОКО, АВОСЬКА, АЙКРАФТ, NATURA SIBERICA, РИНГ и др.

Награды

Компания FIT – многократный обладатель премии «Золотые Весы» как лучший автоматизатор сетей супер- и гипермаркетов в сегментах food, DIY, drogerie и др. Национальная профессиональная премия «Золотые Весы» – высшая профессиональная награда РФ, присуждаемая за выдающиеся достижения в области оснащения предприятий торговли.

В 2010 году BI-система DiAna: Digital Analytics Pro стала лауреатом обзора PC Magazine/RE «Лучшие программы 2010». Редакция признала разработку компании FIT продуктом, вошедшим в число наиболее актуальных, интересных и качественных разработок 2010 года, оказавшим большое влияние на свой сегмент рынка, установив новые стандарты качества и функциональности.

Наверх